Олег Петрихин, генеральный директор ОАО «Самарская пригородная пассажирская компания»
В течение семи лет ОАО «Самарская пригородная пассажирская компания» остаётся одним из основных и самых надёжных пригородных перевозчиков на полигоне Куйбышевской железной дороги.
– Семилетие как для человека, так и для компании традиционно воспринимается как период взросления. Какой компания подошла к этой дате?
– Совершенно точно можно сказать одно: действительно повзрослевшей. Это был непростой период становления и саморазвития, который пригородная компания успешно преодолела благодаря поддержке РЖД, региональных властей и, конечно же, наших пассажиров, «голосовавших» за будущее электричек рублём. Как подтверждение – ежегодно на пригородных поездах перевозятся более 8 млн. пассажиров.
Компания нацелена на достижение безубыточности и, начиная с 2014 года, добивается положительного финансового результата. Данную тенденцию планирует сохранить. Также сложилась положительная тенденция роста доходности по основной перевозочной деятельности на 1 ваг-км. И если в 2011 году она составляла 28,3 руб. на 1 ваг/км, то в 2016 году уже 41,5 руб. на 1 ваг/км.
– Сейчас на сети практически перед всеми ППК встаёт достаточно серьёзный вопрос старения арендуемого подвижного состава.
– Действительно, с каждым днём актуальность данного вопроса возрастает. К счастью, для Самарской ППК проблема обновления парка арендуемого подвижного состава стоит, наверное, не так остро, как у коллег на сети. Связано это с достаточно хорошим состоянием действующих электропоездов, а также тем обстоятельством, что его выбывание из эксплуатации на Куйбышевской железной дороге начнётся не раньше 2031 года.
– ОАО «Самарская ППК» стала одной из первых компаний, начавшая активно отстаивать право на получение компенсаций за выполненные перевозки от регионов через судебные инстанции. Каких результатов удалось добиться?
– С 2012 года компанией ведётся судебно-претензионная работа по взысканию убытков, возникших вследствие государственного регулирования тарифов на пассажирские пригородные перевозки по территории субъекта в 2011 году. Исковые заявления были поданы к шести регионам: Республике Мордовия, Оренбургской, Рязанской, Пензенской, Тамбовской и Ульяновской областям.
В настоящее время разрешён вопрос по взысканию задолженности с Оренбургской, Тамбовской, Рязанской, Пензенской областей и Республики Мордовия. Продолжается судебно-претензионная работа по взысканию убытков с Ульяновской области.
Схожие механизмы помогают дисциплинировать и пассажиров, не желающих оплачивать проезд. Мы руководствуемся исключительно действующим законодательством, предусматривающим право взыскания штрафа через уполномоченных перевозчиком лиц. Сейчас размер штрафа за безбилетный проезд по Самарской области варьируется от 660 до 1030 руб. в зависимости от направления, где был обнаружен безбилетник.
На сегодняшний день оформлено 114 актов на взыскание штрафа за безбилетный проезд. Вместе с тем, направлено в суд 53 исковых заявления о взыскании штрафа за безбилетный проезд в судебном порядке. Из них 46 исковых требований ППК удовлетворено в полном объёме. Кроме того, семь пассажиров оплатили штраф за безбилетный проезд в добровольном порядке.
– Современные транспортные компании, помимо традиционных перевозок, активно осваивают новые интермодальные и мультимодальные форматы. Какие направления выбрала для себя и успешно осваивает Самарская ППК?
– Сейчас на территории Самарской области свою актуальность подтверждает именно интермодальный формат.
В период масштабного ремонта автодорог, которые сейчас развёрнуты в регионе, слаженная работа перевозчиков позволяет организовывать интермодальный трансферт сразу по нескольким направлениям. К примеру, принцип интермодальности успешно обеспечивается при пересадке пассажиров, следующих из Новокуйбышевска и микрорайона Южный город в Самару. Результатом проводимой работы стал наметившийся рост пассажиропотока в пригородных поездах и переориентирование пассажиров с автомобильного транспорта на железнодорожный. Также, во взаимодействии с международным аэропортом «Курумоч» осуществляются перевозки по маршруту Самара – Аэропорт Курумоч. На данном участке ведётся постоянный мониторинг населённости.
– Над какими актуальными для пассажиров проектами сейчас работает компания?
– Для компании важно сохранить имеющиеся объёмы перевозок, а также обеспечить рост пассажиропотока в будущем за счёт улучшения качества обслуживания пассажиров и выстраивания современной системы пассажирской логистики.
Важно отметить, что ОАО «Самарская ППК» – одна из немногих компаний-перевозчиков, которая не только не уменьшила количество стационарных билетных касс на своём полигоне обслуживания, но и открыла новые. Так, в связи с активной застройкой микрорайона Крутые Ключи и увеличением пассажиропотока, на некогда малонаселённой «дачной» платформе Ягодная открыты билетная касса на четыре окна с ежедневным режимом работы и постоянный пункт перронного контроля.
Прорабатываются вопросы организации движения внутригородской электрички по маршруту Ягодная – Конструкторская, а также создания на базе платформ пригородного железнодорожного транспорта современных транспортно-пересадочных узлов с привязкой маршрутов городского общественного транспорта к расписанию пригородных поездов.
Помимо этого, начиная с 2018 года, в соответствии с требованием Федерального законодательства будет производиться замена контрольно-кассовой техники. Кроме новых технических возможностей, необходимых для выполнения операционной деятельности компании, контрольно-кассовая техника позволит пассажирам приобретать электронные абонементные билеты на пластиковых носителях. Также сохранится возможность оформления билетов по транспортной и банковской картам.
В числе приоритетных задач, конечно же, подготовка к ЧМ-2018 года. На период проведения запланированных в Самаре матчей государственным заказом правительства Самарской области планируется предусмотреть дополнительные пригородные поезда по маршрутам Самара – Аэропорт Курумоч и Самара – Жигулёвское Море.
Беседовал Никита Демидов
Оригинал статьи здесь...