Цветовая схема: C C C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:
Обычная версия сайта

Глобальная задача

О необходимости обеспечить транспортную доступность новых жилых районов Самары - «Кошелев-проекта» и «Южного города» говорилось уже давно. Пробки у ИКЕИ и в районе Южного моста уже стали для самарцев привычными.
В начале 2014 года были подписаны трехсторонние соглашения о создании транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) в районе станций Красный Кряжок, где строится «Южный город», и Ягодная («Кошелев-проект»). Предлагается, что компании-застройщики за свой счет сделают проекты ТПУ, в которых предусматриваются все необходимые параметры. И далее строительство будет вестись с использованием средств РЖД, бюджета и возможных частных инвесторов.
В апреле этого года прошло совещание под председательством Александра Нефедова, на котором обсуждались конкретные шаги по созданию ТПУ в «Кошелев-проекте».
Во встрече приняли участие все заинтересованные стороны - руководители структурных подразделений правительства Самарской области, первый замглавы г.о. Самара Александр Карпушкин, начальник Куйбышевской железной дороги-филиала ОАО «РЖД» Сергей Соложенкин, председатель совета директоров компании-застройщика Владимир Кошелев.
На совещании, в частности, было отмечено, что существует несколько вариантов его организации, но определенно одно: он должен объединить городской пассажирский транспорт (автобусы, трамвай или другой вид электрического транспорта), скоростную электричку и автомобильный транспорт. Здесь же должны быть предусмотрены перехватывающие парковки. Кроме того, чтобы освободить городские дороги от внутриобластных и междугородных автобусов, рассматривается возможность создания автовокзального комплекса.
Было принято решение о формировании рабочей группы с участием партнеров проекта создания ТПУ - администрацией Самары, «Корпорацией КОШЕЛЕВ», Куйбышевской железной дорогой - и представителей областных министерств строительства и транспорта.
«Работа предстоит большая и интересная, - отметил тогда Нефедов. - Необходимо все варианты детально проанализировать, обсудить и тогда уже принимать окончательное решение. Оно должно позволить обеспечить транспортную доступность и «Крутых Ключей», и стадиона к чемпионату мира по футболу 2018 года. Как бы сложно экономически ни было, мы должны это сделать».

Определили место

Как рассказал заместитель руководителя Куйбышевской железной дороги Сергей Блохин, работа по созданию ТПУ в «Кошелев-проекте» сегодня движется более активными темпами. «В октябре мы с министром транспорта и автомобильных дорог Иваном Пивкиным еще раз обсуждали работу в этом направлении, - пояснил он. - Уже по сути выбрано место примыкания будущего узла к железной дороге, там в ближайшее время будет построен временный переезд с последующим строительством тоннельного перехода».
Параллельно на этом направлении появился еще один потенциальный инвестор, заинтересованный в развитии ТПУ, - компании ИКЕА. Компания заинтересована в увеличении количества посетителей своего торгового комплекса и в рамках сотрудничества с Куйбышевской железной дорогой сегодня рассматривает возможность организации их доставки из Безенчука, Чапаевска, Новокуйбышевска. Такое решение уже воплотилось в Нижнем Новгороде. Там с 10 октября 2014 года запущены 15 пригородных электропоездов, которые связали железнодорожный вокзал Нижнего Новгорода, проспект Гагарина, станцию Мыза с ТРЦ «МЕГА». Стоимость проезда в них - в пределах от 23 до 49 рублей в один конец (в зависимости от расстояния).
Создание ТПУ «Красный Кряжок» обсуждается в комплексе с проектом строительства канатной дороги. В настоящее время участники проекта приступили к обоснованию вариантов решения по примыканию к месту расположения. По словам Сергея Блохина, уже выбрано место будущего расположения ТПУ и 3 места, из которых к нему может пойти канатная дорога. Дальнейшее развитие этого проекта будет увязано с Фрунзенским мостом и выходом к поселку Кряж.

Станет ли электричка городской?

Развитие в Самаре современных транспортно-пересадочных узлов, которые свяжут традиционный городской транспорт с железнодорожным - во многом революционная для нашего города идея. Сегодня в черте Самары находится более 20 остановочных пунктов железной дороги, которая могла бы взять на себя значительную часть пассажиропотока, движущегося от железнодорожного вокзала в сторону Безымянки. И таким образом можно было бы значительно «разгрузить» транспортные потоки с ул. Ново-Садовой, Московскому шоссе, ул. Гагарина и Победы.
Подобные идеи звучали не раз, но сегодня они наконец начинают приобретать реальные черты. В начале 2014 года начальник КбшЖД Сергей Соложенкин сообщил о проекте создания в Самаре городской электрички; в сентябре этот проект был представлен на Стратегической ассамблее. По предложению железнодорожников, эта скоростная электричка должна связать южную и северную части города, ее конечные остановки - ТПУ в «Южном городе» и «Кошелев-проекте». Общая протяженность ветки составит 34 км, на ней получат развитие 23 остановки.
Уже сейчас очевидно, что только запуска электрички для решения транспортных проблем Самары недостаточно. Необходимо будет грамотно скорректировать существующую в городе схему движения городского транспорта с тем, чтобы обеспечить доставку пассажиров к остановочным пунктам, «состыковать» их с расписанием движения электричек, обеспечить работу ТПУ и т.д. Здесь нужен комплексный подход, полноценная стратегия развития перевозок, которая определит, как будет развиваться транспортная инфраструктура в Самаре. И - единый центр, который обеспечит координацию этой работы и выполнение всех намеченных планов. В Москве - а опыт столицы в этом вопросе можно считать показательным - для решения этих задач была создана отдельная Транспортная дирекция, которая сегодня обеспечивает координацию работы всех видов транспорта.
Самара еще в самом начале этого пути. Но уже сегодня очевидно, что формирование полноценной стратегии развития городского транспорта, запуск городской электрички, строительство современных пересадочных узлов могут помочь Самаре решить транспортные проблемы, что особенно важно в связи с приближающимся чемпионатом мира по футболу 2018 года. В этой связи было бы целесообразно уже сегодня сформировать единую команду из представителей всех заинтересованных сторон, которая управляла бы проектом.

Транспортно-пересадочный узел (ТПУ) - это пассажирский комплекс, выполняющий функции по перераспределению пассажиропотока между видами транспорта и направлениями движения.
Сегодня ТПУ активно строятся в Москве и Московской области. В столице уже действует 4 таких узла (Выхино, Щелковская, ТЦ «Калужский», ТПУ «Планетная»). По плану, до 2020 года в строй должно быть введено 255 ТПУ. И в их строительстве участвуют Метрополитен, МКЖД и «РЖД - Развитие вокзалов».
Регионы пока отстают в этом направлении. Несколько транспортно-пересадочных узлов было создано в Сочи в рамках подготовки к Олимпийским играм. На разных стадиях находятся подготовительные работы по строительству ТПУ в Новосибирской, Иркутской областях, Ставропольском крае, Татарстане, Башкирии.

 

Оригинал статьи на сайте: