Цветовая схема: C C C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:
Обычная версия сайта

По материалам блога В.И.Якунина

http://v-yakunin.livejournal.com/81434.html

Пригородные перевозки - ответ на претензии к РЖД

Добрый день! Этим постом хочу ответить на многочисленные претензии в адрес ОАО «РЖД», которое «не в полной мере выполняет свои прямые обязанности перед пассажирами в пригородных перевозках». В частности, читатели блога сетуют на то, что повышаются тарифы, отменяются электрички (по причине нерентабельности), и что вообще качество услуг пригородных перевозок оставляет желать лучшего… Думаю, что всем более или менее здравомыслящим гражданам очевидно, что РЖД не саботирует развитие этого направления, а действует в тех жестких правовых и экономических условиях, в которые поставлено. В чем они заключаются? Во-первых, в недостаточности финансовых ресурсов, которые мы можем заработать на своей основной деятельности по перевозкам. Ситуацию в экономике на текущий год большинство специалистов и руководителей финансово-экономического блока в Правительстве оценивают скептически – темпы роста у нас будут ниже, чем в мировой экономике. Это означает: наши ожидания того, что не будет существенного прироста грузовой базы, верны. В связи с решением Правительства об обнулении железнодорожных тарифов, основной источник наших доходов срезан на уровень инфляции – 6,5%. Во-вторых, есть указание о ежегодном снижении издержек госкомпаний. В 2013 году мы себя оптимизировали на 98 млрд. руб., а в 2014 еще на 84 млрд. Ресурсов дальнейшей оптимизации у РЖД нет, а дыра в бюджете на содержание и модернизацию инфраструктуры есть, источники покрытия этого дефицита на сегодняшний день отсутствуют. Не могу сказать, что у меня как у Президента компании есть полное представление о том, каким образом это будет компенсироваться. Поскольку перед РЖД поставлены условия повышения эффективности, нам предписано сокращать нерентабельные виды деятельности. Теперь мы совсем потеряли возможность помогать пригородным компаниям, в уставных капиталах которых участвуем. Более того, Правительство требует взыскать с пригородных пассажирских компаний долг, размер которого уже превысил 30 млрд. рублей.

Сокращение электричек – проблема социально чувствительная, но мы не можем решить ее без соответствующего участия субъектов Федерации. Я и мои коллеги пытаемся донести до руководителей регионов, что пригородные пассажирские компании (ППК) – это не благотворительные организации, а хозяйствующие субъекты, и что они готовы обеспечивать перевозки только в тех объемах, на которые им будут выделены средства по компенсации убытков, возникающих из-за регулирования тарифов. Будет возможность, условно говоря, перевезти на 3 рубля, перевезем на 3 рубля, но мы не можем везти на 300 рублей, создавая себе дефицит в 297 рублей. Это ключевая проблема. В 2013 году на компенсацию убытков своих ППК регионы выдали только около 50%, а где, спрашивается, взять остальные? Отрицательный баланс покрывает ОАО «РЖД». Одновременно на федеральном уровне нам указывают на то, что мы совершаем ошибку, закупая новый пригородный подвижной состав, потому что это не наша функция – это должны делать пригородные пассажирские компании (как совместные предприятия РЖД и субъектов Федерации). Но эти компании, за исключением ЦППК (которая прибыльна и которая сама начала закупать подвижной состав), этого делать не могут, потому что у них банально нет на это денег. На самом деле реалии таковы, что компромиссная практика с нынешнего года действовать не будет. Вообще говоря, это и не было компромиссом, а было, скорее, игрой в одни ворота. Мы брали на себя чужие долги, всех это устраивало, но при этом нам же указывали на нашу неэффективность. Сегодня мы не имеем такой возможности, поэтому вынуждены формулировать свои предложения регионам, исходя из правовой и экономической логики. Система расчета оплаты за пригородное сообщение утверждена Правительством РФ и Министерством юстиции. Эту методику считают недостаточно прозрачной, но никто из критикующих до сих пор не предложил альтернативную схему для расчетов, поэтому мы используем ту, что действует сейчас. Мне кажется, что мы вправе ожидать, что и общество, и органы власти объективно оценят ситуацию в отрасли.