Пути решения проблем пригородного сообщения были обозначены в рамках "Пассажирского форума", проходящего в Москве
Проблемы пригородных поездов не могут решаться только на уровне перевозчиков и региональных властей, тут нужна комплексная федеральная программа по выходу из кризиса.
В начале года президент РФ Владимир Путин волевым решением дал зеленый свет пригородным поездам, потребовав вернуть все электрички на свои маршруты. Однако проблема пассажирских перевозок таким образом полностью решена не была: требуется множество факторов, чтобы остались довольны и пассажиры и регионы и федеральные власти.
Основной вопрос, поставленный перед участниками "Пассажирского форума", звучит так: "Существует ли единый рецепт развития пассажирских компаний?" В процессе дискуссии выяснилось, что проблему все-таки придется решать комплексно. При этом спикеры подчеркнули, что ни в одном государстве мира пригородные поезда не могут выжить без федеральной поддержки — так, например, после того, как в Мексике дотации на эти перевозки из бюджета прекратились, местные электрички попросту вымерли.
Поэтому одним из ключевых вопросов для пригородных пассажирских компаний сейчас является принятие закона о пригородном сообщении, который с 2011 года никак не могут принять в Государственной думе. Так, по словам руководителя Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василия Колташова, если решить проблему на законодательном уровне, то региональные власти смогут составлять долгосрочные планы, которые бы утверждались на федеральном уровне, а это бы решило и проблему с финансированием перевозчиков. Также, благодаря нормативному акту, ППК смогут заключать долгосрочные договоры с регионами.
Это, в свою очередь, позволить перевозчику разработать программу и по улучшению качества обслуживания пассажиров. Так, по словам исполнительного директора Центральной пригородной пассажирской компании Максима Дьяконова, уже разработан примерный план.
"Если мы заключаем долгосрочный договор с регионом, на 15 лет, то в течение этого времени мы сможем обновить подвижной состав, увеличить количество поездов, разработать планы по регулярному техническому обслуживанию и провести реконструкцию платформ. Сейчас же мы работаем в 10 регионах России и с большинством имеем договор на один год", — поделился представитель ЦППК.
К слову, не только в закон упирается проблема поездов. Она, как сказано выше, комплексная и для ее решения в прошлом году была разработана целая программа, реализация которой по срокам должна была начаться в конце 2014 года, однако почему-то так и не заработала. Так, по словам представителей РЖД, в идеале схема должна быть такова: регион считает свои пассажиропотоки, сам разрабатывает долгосрочную концепцию перевозок, присылает ее на согласование в Минтранс РФ, а там уже идет согласование на уровне тарифной политики и РЖД, после чего определяется перевозчик.
При этом, как выяснилось, в 30 из 71 регионах России, где есть пригородное сообщение, власти уже подсчитали расходы и даже возможную прибыль от увеличения пассажиропотока. И нашли взаимопонимание у железнодорожников. Поэтому заявления некоторых региональных руководителей о том, что это невозможно, мягко говоря, далеки от истины. Дело за малым — принять закон на федеральном уровне, начать реализацию концепции на уровне железнодорожников и найти взаимопонимание между губернаторами и федеральными властями.
Однако, как выяснилось, судьба закона "О пригородном сообщении" в настоящий момент покрыта завесой тайны.
"Мы понимаем всю важность принятия этого закона, но рассмотреть пока его не можем. По моим данным, он находится сейчас на согласовании у правительства и лежит на столе у заместителя председателя правительства РФ Аркадия Дворковича. Причем довольно давно. Будем надеяться, что этот форум позволит напомнить о важности этого документа и мы вскоре примем его на рассмотрение", — сообщил член комитета по транспорту Государственной думы Радик Ильясов.
Александр Фролов
14 мая 2015