Цветовая схема: C C C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:
Обычная версия сайта

Госдума 27 марта приняла закон, который устанавливает ставку НДС в размере 0% в отношении услуг по перевозке пассажиров в пригородном сообщении на железной дороге

Документ предлагает обнулить НДС для пассажирских компаний до конца 2016 года. Проект закона призван помочь отрасли в преодолении кризиса. Он подготовлен в соответствии с поручением президента по восстановлению пригородного сообщения, отмененного ранее во многих регионах страны. 

Согласно Налоговому кодексу пригородные пассажирские компании включают в свои расходы налог на добавленную стоимость, предъявленный ему владельцем инфраструктуры, арендодателем подвижного состава и другими партнерами. Понятно, что эти суммы прибавляются к стоимости перевозок. Стоимость перевозки железнодорожным транспортом в пригородном сообщении увеличивается на суммы НДС, предъявленные перевозчику продавцами товаров, работ и услуг, говорится в пояснительной записке к документу. 

Закон приостанавливает до 1 января 2017 года действие нормы, согласно которой пригородные железнодорожные перевозки не подлежат налогообложению. Вместо этого такие перевозки будут облагаться по налоговой ставке 0% с 1 января 2015 года до 31 декабря 2016 года включительно, то есть закон имеет обратную силу. Это даст перевозчикам право на соответствующие вычеты. Моментом определения налоговой базы по пригородным перевозкам является последнее число каждого налогового периода. 

Высвободившиеся средства, а это 8 млрд руб., действительно станут в этом хорошим подспорьем и снизят нагрузку на регионы. Для сравнения: в прошлом году субъекты Федерации недоплатили пригородным компаниям около 15 млрд руб. То есть при нулевой ставке НДС эта сумма могла быть в два раза меньше. 

Один из авторов законопроекта, первый вице-спикер Думы Александр Жуков убежден, что новый закон поможет сэкономить пассажирским компаниям около 20 млрд руб. в год. 

Сейчас пригородные пассажирские перевозки освобождены от уплаты НДС, однако при этом товары и услуги, которыми они пользуются, облагаются этим налогом. 

"Например, когда они платят за железнодорожную инфраструктуру, за все товары и услуги, которые железнодорожные компании получают, они оплачивают входящий НДС и не имеют возможности его зачесть. Это означает, что себестоимость для них увеличивается на сумму уплачиваемого НДС", — пояснил Жуков. 

Замена освобождения от НДС нулевой ставкой налога позволит перевозчикам предъявлять к вычету суммы НДС, который заплатили владельцы инфраструктуры, арендодатели подвижного состава, другие поставщики и подрядчики. 

Нынешние меры по снижению НДС предпринимаются в рамках поручения Президента России Владимира Путина о стабилизации ситуации с пригородными перевозками, которое было дано им в начале февраля правительству РФ, ОАО "РЖД" и представителям региональных властей. Как известно, движение большинства отмененных с начала года пригородных электричек было возобновлено за считанные дни. Также оперативно подготовлены и предложения по урегулированию финансовой ситуации. 

Отмена электричек и последовавшая за этим острая реакция президента заставила всех участников процесса вновь вернуться к обсуждению вопроса об НДС. Принятие законопроекта о нулевой ставке НДС на пригородные железнодорожные перевозки — лишь часть комплексного решения проблемы, о котором должны договориться все стороны. 

"Это те решения, о которых мы давно говорили, — заметил вице-президент ОАО "РЖД" по пассажирским перевозкам Михаил Акулов, — и которые мы готовили. Они помогут в решении вопросов, возникающих во взаимоотношениях пригородных компаний и регионов". 

"Российские железные дороги нуждаются в инвестициях, которые можно направить на новые стройки, закупку подвижного состава, решение ряда других задач. В то же время необходимо, чтобы это не ударило по стоимости проезда для пассажиров, в связи с чем и предложено обнулить НДС", — пояснил председатель правительства Дмитрий Медведев. 

В начале года 37 российских регионов столкнулись с частичной или полной отменой пригородных электричек. Такая ситуация сложилась из-за невозможности местных властей возместить разницу между доступными тарифами для населения и компаний-перевозчиков. Антикризисный фонд направил 8,8 млрд рублей на решение этой проблемы и пригородное сообщение было восстановлено. 

На этой неделе правительство России предложило передать электрички, находящиеся в собственности ОАО "РЖД", пригородным пассажирским компаниям, снизить для пригородных компаний до 0,01 тарифа РЖД плату за использование инфраструктуры и субсидировать эти услуги РЖД в объеме 33 млрд руб. В дальнейшем эта сумма будет уменьшаться по мере повышения коэффициента к тарифу на пользование инфраструктурой общего пользования. При этом в кабинете министров рассчитывают, что нулевую ставку НДС на пригородные железнодорожные перевозки целесообразно установить без ограничения срока. 

По данным Счетной палаты, расходы РЖД от организации пригородных перевозок в 2013 году составили 35,2 млрд руб. (доходы — 28,4 млрд руб.). В 2012 году: расходы — 35,8 млрд руб., доходы — 27,4 млрд руб. При этом плата за пользование инфраструктурой для ППК в 2013 года выросла на 7%, в 2012 году — на 6%.


Оригинал статьи на сайте:

http://www.gudok.ru/transport/zd/?ID=1261439