В 2013 г. на компенсацию убытков своих пригородных пассажирских компаний (ППК) регионы выдали только около 50%, а где, спрашивается, взять остальные? — вопрошал президент РЖД Владимир Якунин в своем блоге. — Отрицательный баланс покрывает РЖД».
Премьер-министр Дмитрий Медведев нашел решение проблемы неплатежей — предложил на совещании о долгосрочной модели организации пригородного сообщения решение проблемы неплатежей со стороны регионов. Он рекомендовал им субсидировать РЖД пригородные перевозки за счет налога на имущество, говорится в материалах правительства, опубликованных вчера. В 2013 г. РЖД заплатила 8,3 млрд руб. налога на имущество в региональные бюджеты из 28 млрд руб. начисленных налогов на имущество. Этого хватит, чтобы покрыть убытки РЖД от пригородных перевозок, отмечает он. В 2013 г. льгота для РЖД по налогу на имущество отменена.
Пригородные пассажирские перевозки для РЖД убыточны. Регионы не полностью компенсируют РЖД потери от регулирования тарифа. В 2013 г. монополия ожидает, что они принесут 25 млрд руб. убытка (8,7 млрд руб. пригородные компании должны РЖД за услуги инфраструктуры, 1,5 млрд руб. — за аренду электричек).
Потери РЖД от пригородных перевозок компенсируют федеральный бюджет и региональные бюджеты. Но регионы не могут компенсировать РЖД расходы на организацию пригородных перевозок (см. график).
В конце 2013 г. РЖД решила, что ППК (монополия контролирует большую их часть в России) будут заключать с регионами договоры на перевозки в 2014 г. в том объеме и на тот срок, на которые будет хватать средств, заложенных на компенсации от регулирования тарифов в областных бюджетах. Экономический эффект от оптимизации расходов сократит убыток РЖД в 2014 г. на 27%, следует из пояснительной записки к инвестпрограмме РЖД на 2014-2016 гг.
Правительство обязало РЖД ежегодно сокращать расходы на 10%. По данным РЖД, за 2010-2012 гг. ППК, которым не платят регионы, задолжали монополии 36,6 млрд руб.
Государство не могло допустить сокращения пригородных перевозок — это могло обернуться социальным взрывом, говорит гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. По его словам, в некоторых регионах транспортная доступность приблизилась к критической.
Правительство не только придумало, как помочь регионам с платежами за пригородные перевозки, но и продолжит субсидировать их из федерального бюджета. В новой концепции развития пригородных перевозок поддержка из федерального бюджета (25 млрд руб.) сохранится до 2030 г. С 2016 г. государство планировало отменить субсидии.
Ведомости, 3 апреля 2014 г.